Автомобиль ГАЗ-53 в СССР начали производить в далеком 1961 году. Главной задачей новой модели оставалась перевозка груза, который весил не больше 3,5 тонн. В то время, до января 1967 г. штатным двигателем для этих автомобилей был 6 цилиндровый ГАЗ-11, с алюминиевой головкой развивал мощность до 85 л.с. Обозначали эту модель автомобиля ГАЗ-53Ф. Параллельно с ГАЗ-53Ф с июля 1964 года с конвейера сходит модель ГАЗ-53А, на которую устанавливают V-образный двигатель ЗМЗ-53 с 8 цилиндрами, мощность которого достигала  115 л.с.

Выпуск ГАЗ-53А продолжался до 1983 года и на основе этой модификации были разработаны самосвалы (ГАЗ-53-40), автобусы (ГАЗ-53-11) и другой специализированный транспорт. После 1983 года модель обновляется до ГАЗ-53-12, которая отличается от предшественника дизайном решетки радиатора, новой головкой цилиндров, ходовой частью. Эти изменения позволили увеличить для ГАЗ-53-12 грузоподъемность  до 4,5 тонн. Начиная с 1990 года, на смену ГАЗ-53 пришла более современная модель ГАЗ-3307, но и по сей день на просторах нашей страны можно еще встретить долгожителя-трудягу  ГАЗ-53. В итоге за 30-летний период выпуска этого автомобиля на заводе было изготовлено более 4 млн. экземпляров.

 

ГАЗ-53 относится к третьему поколению семейства среднетоннажных грузовиков горьковского автомобильного завода. Наряду с ГАЗ-53 выпускался ГАЗ-52, который очень похож на рассматриваемую модель автомобиля, но имелись некоторые отличия. Схожесть этих моделей была результатом унификации базы, кабины, оперения, рамы, подвески и тормозной системы. Основные отличия ГАЗ-53 от брата-близнеца скрывались в двигателе, который у последнего был рядным, с расположением клапанов снизу и менее мощный (до 75 л.с.). Это отличие сказалось и на грузоподъемности, которая была ниже, чем у ГАЗ-53 и не превышала 2,5 тонн. Сходство этих моделей было настолько сильным, что на ГАЗ-52 заводом изготовителем краской наносилось обозначение «2,5 т».

Внешний вид ГАЗ-53 с течением времени немного менялся. Так можно было встретить четыре варианта кабин. Различия касались расположения фар, подфарников, решетки радиатора и колесных дисков. Вместе с этим, разнообразие внешнего вида этих автомобилей достигалось за счет изменения цветовой палитры и вариантов раскраски кабины.

Таким образом, грузовик ГАЗ-53 долгое время оставался самым массовым грузовиком, который помогал развитию экономики и общества на всех направлениях.