Сцепление запчасти ПАЗ

На автобусах ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234 применяется дизельный двигатель модели ММЗ Д-245.9Е4 производства ОАО "Минский моторный завод" (Республика Беларусь). Общее устройство двигателя, правила эксплуатации и обслуживания описаны в руководстве по эксплуатации двигателя.

Педаль сцепления поворачивается в кронштейне кузова на пластмассовой втулке. Втулка не смазывается. В крайнем верхнем положении педаль удерживается пружиной 3. При этом педаль упирается в резиновый буфер 2. Концы вилки сцепления, перемещающиеся в отверстии картера сцепления и во втулке, смазываются через две масленки. Выжимной подшипник не требует смазки. В полость муфты выжимного подшипника закладывается (заменяется) смазка при выполнении сопутствующего ремонта, или при сезонном обслуживании - осенью, а также в случае ухудшения подвижности муфты.

Прежде чем заняться ремонтом механизма, приобретите спецодежду для работ.

Привод выключения сцепления автобуса ПАЗ-32053-07 (рис. 3-2) – гидравлический. Главный цилиндр 13, закрепленный на кронштейне под поликом водителя, приводится в действие педалью 1. Для удаления из системы воздуха рабочий цилиндр 11 имеет клапан, который закрыт резиновым колпачком. При не нажатой педали 1 полость под поршнем главного цилиндра 13 сообщается с бачком 4 через компенсационное отверстие, что исключает повышение давления в гидросистеме и пробуксовку сцепления. Пружина, находящаяся внутри рабочего цилиндра, постоянно поджимает подшипник муфты выключения сцепления к нажимной пружине диска сцепления. При износе накладок сцепления под действием нажимной пружины ведущего диска сцепления, связанные с ними детали занимают новое положение, сжимая пружину рабочего цилиндра. При этом избыток жидкости из рабочего цилиндра через компенсационное отверстие попадает в бачок.

Видео с подробным описанием по замене сцепления ПАЗ

Имеющийся запас длины рабочего цилиндра на перемещение поршня обеспечивает без регулировки расчетный износ накладок сцепления. Регулировка длины толкателя поршня главного цилиндра сцепления производится поворотом вилки толкателя, при этом педаль должна находиться в крайнем верхнем положении с упором в буфер. После регулировки длины толкателя нужно закрепить контргайку и установить на место защитный колпак главного цилиндра. Регулировка привода выключения сцепления должна обеспечить свободный ход педали сцепления (7…8) мм, что соответствует зазору (1±0,5) мм, между толкателем и поршнем главного цилиндра сцепления. При выполнении ремонта рабочего цилиндра сцепления с заменой деталей нужно проверить и, при необходимости, отрегулировать длину толкателя поршня рабочего цилиндра. Длина от осевой линии (центра) отверстия на вилке до торца шаровой опоры толкателя должна быть (150±1) мм.

Потребуется снимать сцепление с автобуса, чтобы проверить состояние деталей этого механизма в случае, если слышен посторонний шум, которого раньше не было при включении сцепления, а также когда происходит либо неполное включение, либо неполное выключение сцепления. Процедура снятия сцепления очень трудоемкая, так как потребуется снять заодно и коробку передач. Для начала работы лучше пригласить помощника и позаботится о наличии набора ключей.

Снимать сцепление с Волги нужно на смотровой канаве или подъемнике. После удаления коробки передач нужно вывернуть восемь болтов, которые крепят картер сцепления к блоку цилиндров, и две гайки на креплении сцепления к усилителю. После этого можно снять картер сцепления с центрирующих штифтов.

Сцепление ПАЗ

Если вы не планируете менять нажимной диск, то рекомендуется пометить любым способом взаимное расположение маховика и кожуха диска, чтобы не нарушить балансировку. После этого маховик нужно зафиксировать отверткой и равномерно вывернуть болты крепления нажимного диска к маховику. После этого нажимной и ведомый диски можно будет снять. При этом нужно придерживать ведомый диск. Передний подшипник первичного вала нужно обработать смазкой Литол-24. После этого необходимо проверить легкость перемещения ведомого диска в осевом направлении по шлицам первичного вала. Затруднения в движении могут вызвать заусенцы на шлицах, которые нужно будет удалить.

Рабочая поверхность маховика и диски сцепления нужно очистить от грязи и пыли. При осмотре деталей не должно обнаружиться трещин. Износ не должен превышать допустимых значений. Также нужно осмотреть состояние демпферных пружин и опорных колец. Если обнаружены какие-либо отклонения, то износившееся или поврежденные детали нужно заменить.

Установка на место.

Для того чтобы установить сцепление, нужно установить оправку в передний подшипник первичного вала до упора. Теперь на оправку можно надеть ведомый диск и в соответствии со сделанными пометками установить нажимной диск. Болты можно завернуть, но не затягивать. Необходимо тщательно отцентровать ведущий диск оправкой. Только после этого можно равномерно затянуть болты моментом 20-25 Нм. После этого оправку можно удалить, установить картер сцепления на штифты и завернуть все болты крепления. Также можно смазать шаровую поверхность пальца небольшим количество смазки Литол-24.